Овај вебсајт представља архиву старог вебсајта Универзитетске библиотеке који је био у функцији до 2013. године и од тада се не ажурира. Молимо Вас да посетите вебсајт unilib.rs на ком можете пронаћи актуелне информације и изворе. Хвала!
You are visiting an archived website of the University Library in Belgrade that was functional up until 2013 and is not being updated since. Please visit unilib.rs for current information and resources. Thank you!
Машина времени

1838.

Университетская библиотека «Светозар Маркович» ведет свое начало от Библиотеки Лицея Литературной Сербии. Лицей был создан в 1838 году, и там была библиотека, которой пользовались преподаватели и ученики Лицея, а также и ученики Белградской гимназии. Фонды были сформированы из подарков отечественных и зарубежных доноров и обязательных экземпляров Княжества Сербии. Лицей Княжества Сербии в 1863 году превратился в Большую школу, в которой находились центральная и семинарские библиотеки. Когда в 1905 году Большая школа превратилась в Университет, центральная библиотека закрыта, так как Университете не имел соответствующего места и средств. Имеющися фонд был разделен между семинарами соответствующих факультетов. Вскоре стало ясно, что Университет все-таки нуждается в общей научной библиотеке. Между тем, начало Балканских войн, как и Первой мировой войны, отложили ее создание на некоторое время.

1921.

Решением Философского факультета, которое было потверждено Сенатом Университета, Университетская библиотека была основана в январе 1921 года. Вскоре после этого, в мае 1921 года, Урош Джонич был назначен директором Университетской библиотеки, которой предоставили пользоваться помещениями на Философском факультете. Вскоре они оказались недостаточными для большого числа книг, прибывших в виде помощи со всей страны и из стран зарубежья в войной опустошенный Белградский университет.

По инициативе депутата Королевства СХС в Вашингтоне, др Славка Груича, Фонд Карнеги, который до тех пор построил целый ряд библиотек по всему миру, принял решение о выдаче 100.000 долларов на строительство и оснащение библиотеки в Белграде. Представитель Фонда Карнеги за мир, Лио Кепсер, приехал в Белград в феврале 1921 года, на окончательные переговоры с Советом по построению библиотеки. По этому случаю было решено построить здание, которое полностью ответит потребностям Университета на ближайшие полвека, и что Университет берет на себя обязанность по оборудованию. Еще раньше город Белград подарил Университету земли бывшего ипподрома, на котором было запланировано построить университетский комплекс, и так и решили тут построить библиотеку. Проект осуществили члены Совета, университетские профессора Драгутин Джорджевич и Никола Несторович.

Начало строительства было официально отмечено 23 июня 1921 года, когда принц-регент Александр вложил пергаментную грамоту в фундамент здания, в присуствии Патриарха Димитрия, министра образования Светозара Прибичевича, ректора Слободана Иовановича и представителей университета, посла США Персивала Доджа, представителя Фонда Карнеги Лио Кепсера, представителей Белградского муниципалицета и других высоких гостей. Строительство завершено, и здание принято к учету в феврале 1923 года, а средства для установки и оборудования последовательно прибывали из государственного бюджета и тратились вплоть до 1926 года.

1926.

Библиотека торжественно открыта в день святых Кирилла и Мефодия, 24 мая 1926 года. Профессор Урош Джонич остался на посту директора до начала Второй мировой войны. В работе ему помогал Совет Библиотеки. Председателем Совета был профессор Филосовского факультета Павле Попович, а его членами представители всех факультетов. Главная задача Библиотеки заключалась в том, «чтобы, как независимое университетское учреждение, помогала развитию наук и, как научная библиотека, оказывала услуги не только студентам и профессорам Белградского университета, но и всем тем кто занимается наукой».

1946.

Во время Второй мировой войны библиотека не работала с абонентами. Часть здания заняли немецкие солдаты, однако, здание в целом и фонды главным образом сохранились. В связи с юбилейным торжеством по случаю столетия со дня рождения Светозара Марковича в 1946 году, Библиотека получила нынешнее название: Университетская библиотека «Светозар Маркович».

1975.

При проектировании здания библиотеки запланированы склады для хранения 300.000 публикаций, но так как фонд библиотеки очень быстро увеличивался, уже к 1975 году он достигает более миллиона публикаций. Перегрузка привела к повреждению и разрушению здания. В семидесятые годы началась подготовка к восстановлению, достраиванию и модернизации библиотеки. Учитывая то, что библиотека имеет статус памятников культуры, который не позволяет любые изменения во внешней и внутренней архитектуре, принято решение построить подземное хранилище на двух уровнях, емкостью, достаточной, по крайней мере, на еще 50 лет. Институт по защите памятников культуры города Белграда передал инвестиционно-техническую документацию 1980 года, а работа была начата 1984 года. Работа продолжалась очень долго, так как выяснилось, что фундаменты не были подобающие, и что целое здание надо посадить на железно- бетонные шпунта, как и было сделано.

1996.

Руководство Библиотеки в 1996 году приняло решение переместить фонды в новопостроенные склады, хотя они технически не были подготовлены, потому что размещение новых публикаций стало невозможным. После переселения фонда, восстановлен фасад на средства города Белграда, сделан легкий ремонт кровельной конструкции и установлено ограждение. Часть освободившихся складских помещений была приспособлена к работе для пользователей и для сотрудников библиотеки.

2005.

На средства многолетнего пользователя библиотеки, судьи в отставке Душана Корлата, бывшый склад, площадью 200 кв. м. был адаптирован для читального зала. Город Белград в 2006 году финансировал замену отопления и подступ для пользователей с ограниченными возможностями.

2007.

За счет средств пожертвований U.S. Steel Serbia, которые продолжают традиции стелелитейных заводов Карнеги, в 2007 году сделано восстановление и реконструкция Студентческого читального зала и места для пользователей на первом этаже, а на втором этаже построен выставочный зал где проводятся небольшие собрания и читаются лекции.