Овај вебсајт представља архиву старог вебсајта Универзитетске библиотеке који је био у функцији до 2013. године и од тада се не ажурира. Молимо Вас да посетите вебсајт unilib.rs на ком можете пронаћи актуелне информације и изворе. Хвала!
You are visiting an archived website of the University Library in Belgrade that was functional up until 2013 and is not being updated since. Please visit unilib.rs for current information and resources. Thank you!
Фонд раритетов

В фонде раритетов находятся рукописные, старые и редкие печатные книги, старые журналы и газеты, архивный фонд и коллекция карт.

Собание рукописных, кириллических и восточных книг является бесценным.

Из кириллических рукописей, которих вместе с обрывками, насчитывается 90, самые старые относятся к тринадцатому веку: обрывок Апостол евангелия, написанный на коже, и Псалтырь найденный в деревне Пачари, недалеко од Белой Церкви в Рашке. Из многочисленных кириллических рукописей, написанных в 14, 15, 16 и 17 веках, самими важными являются: Минея на март-апрель 1344-1345 года, самая старая копия Похвлы святому Симеуну и святому Савве второй половины 14 века, сочиненная Теодосием, Четвероевангелие второй половины 15 века, бараньская рукопись Кодекса царя Душана начала 16 века, Панегирик написанный 1595 года в монастыре Святой Троицы недалеко от Плеваля, и другие.

В коллекции рукописей на восточных языках, которых всего 397, и помещены они в 633 томах, большинство из них на арабском (498), на оттоманском (126) и персидском (9) языках. Самая старая рукопись 1206 года. Главным образом написаны на нашей территории, эти рукописи в основном в области права, истории, литературы, философии и так далее. Эта коллекция полностью оцифрована и включена в портал Europeana Libraries.

Из самых старых печатных книг 15 века, инкунабулах, надо упомянуть Октоих первогласник и Псалтырь с последованием из типографии в г. Цетине, а также и Biblia latina из Нюрнберга 1477 года, иллюминирована вручную. Значительна коллекция книг 16 века (србулей), печатанных в Венеции, Себеше, Милешеве, Мркшиной церкви, Скадре, Трговиште и Белграде. Из этих издани особенно ценным является экземпляр Октоиха, напечатанный в Грачанице, с уникальной иллюстрацией: резьба по дереву мелода (распевщика) на фоне монастыря Грачаница на первом листе. Не менее значителен и хорошо сохранившийся экземпляр Четвероевангелия, напечатанный в Белграде 1552 года.

Существует большое количество книг на иностранных языках, среди которых и первое издание труда Марка Марулича, написанного на латыни, De institutione bene vivendi, напечатанного в Венеции 1506 года, труд Chronicorum turcicorum, напечатанный в Франкфурте-на-Майне1578 года с гравюрой Белградской крепости, La Geografia Птоломея, напечатанная в Венеции1574 года, Il regno degli Slavi Мавра Орбини 1601 года, знаменитый Атлас Меркатора, напечатанный в Амстердаме1630 года, содержащий и карту Сербии, и так далее.

Среди многочисленных книг 18 века, надо отметить «Стематогафию» Христифора Жерафовича, напечатанную в Вене 1741 года, «Латинский букварь» Захария Орфелина (Венеция, 1767), «Жизнь и приключения» Доситея Обрадовича (Лейпциг, 1783), «Историю разных славенских народов» Иоанна Раича (Вена, 1794), первый сербский журнал «Славено-сербский магазин» Захария Орфелина, напечатанный в Венеции1768 года, и первую сербскую газету «Славено-сербске ведомости», напечатанную в Вене, 1792-1794.

Особенно большое количество наших книг 19 века: «Пьеснарица» и «Писменица» Вука Караджича, (Вена, 1814), первые издания Джуры Даничича, Бранко Радичевича, Негоша, Петра Прерадовича, Светозара Марковича, а также и единственное сохранившееся оригинальное издание Конституции княжества Сербии, так называемой Сретенской конституции, изданном в Крагуеваце, 1834 года.

Из периодических изданий сохранились: «Забавник» Дмитрия Давидовича на 1834 год, «Српске Новине» с началом выпуска в Крагуеваце, 1834, «Новине сербске» которые выходили в Вене, начиная с 1813 года, под редакцией Давидовича и Фрушича, «Шумадинка» Любы Ненадовича на 1850 год, «Даница илирска» Людевита Гая на 1836 год, напечатанная в Загребе, и многие другие.

Очень ценным является и архивный фонд, в котором хранятся письма и документы с конца 17 по 20 век. Большую часть этой коллекции составляет личная переписка знаменитых людей, с около 4.000 единиц и около 22.000 написанных страниц.

Коллекция географических карт и атласов содержит старые карты на которых показанны и наши края. Из старых карт особое внимание привлекают офорты с планами Белграда из 18 века.

Процесс оцифровки наиболее ценных редких изданий и арфивных материалов продолжается, и они последовательно включаются в цифровые хранилища и электронный каталог Библиотеки.